Память в предметах
Первое упоминание о балалайке приходится на 1688 год. Распространилась она среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ. Но Царь Великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться, отправлять в ссылку в Малороссию. После смерти Алексея Михайловича репрессии постепенно прекратились. Балалайка снова зазвучала по всей стране. И вновь время популярности сменилось почти полным забвением – до середины XIX века…
Однажды, путешествуя по своему имению, молодой дворянин В.В. Андреев услышал балалайку у своего дворового Антипа. Его поразила особенность звучания этого инструмента. Василий Васильевич научился играть на балалайке и решил ее усовершенствовать. Андреев поехал в Петербург к скрипичному мастеру Иванову за советом, как улучшить звучание инструмента. Работа была долгой и тяжелой, и все-таки новая балалайка была изготовлена. Но Василий Андреев задумывал нечто большее, чем создание усовершенствованной балалайки. Взяв ее из народа, он хотел вернуть ее в народ и распространить. Теперь всем солдатам, проходящим службу, выдавалась балалайка, и, уходя из армии, военные забирали инструмент с собой.
Таким образом, балалайка вновь распространилась по России и стала одним из самых популярных инструментов. Мало того, Андреев задумал создать семейство балалаек разных размеров по образцу струнного квартета. Для этого он собрал мастеров Пасербского и Налимова, и они, работая совместно, изготовили балалайки: пикколо, дискант, прима, секунда, альт, бас, контрабас. Из этих инструментов была создана основа Великорусского оркестра, который впоследствии объездил несчетное количество стран мира, прославляя балалайку и русскую культуру.
В истории балалайки были взлеты и были падения, но она продолжает жить, и не зря у всех иностранцев этот прекрасный инструмент является олицетворением русской культуры.